Празднование «Дней славянской письменности и культуры» в свете национально-патриотической и либерально-демократической традиции


Автор - Лудов Александр


Историю пишут победители. Пишут так, чтобы увековечить свои завоевания. Пишут так, чтобы не нарушить одного из главнейших идеологических постулатов, согласно которого, власть всегда принадлежит тому, кому принадлежит история. История, прежде всего её концептуальная часть, всегда была и будет прямым отображением господствующих в обществе идеологических концепций. Не является исключением из правил и «История России».
В настоящее время принято считать, что пережив в начале и конце ХХ столетия два силь-нейших катаклизма в политической и социально-экономической сфере русский народ надолго, ес-ли не навсегда утратил возможность возрождения культурных и нравственно-духовных основ сво-ей государственности. Как следствие, на развалинах русского национального самосознания, доми-нирующую роль в обществе стали играть не национал патриоты, а либерал демократы, характер-ной чертой которых является не столько слепое преклонение перед Западом с его лживыми «об-щечеловеческими» ценностями, сколько полное отрицание духовно-культурной самобытности русской национальной истории и государственности.
В разрезе данной проблемы, великий русский пророк Ф.М. Достоевский указывал на то об-стоятельство, что для этих «общечеловеков» нет ничего приятнее, как «сладостно отчизну ненави-деть и жадно ждать её унижениях». Данное высказывание остаётся весьма актуальным и в наши дни. Во всяком случае, для большей части либерально демократической «интеллигенции», как правило, страдающей крайними формами национального нигилизма и чужебесия, и ныне против-на сама мысль о самостоятельности и самобытности славянской культуры вообще и русской куль-туры в частности. Не говоря уже о их древности и основополагающем влиянии на процесс зарож-дения и становления современной человеческой цивилизации.
Вполне естественно, что, обретя мощнейшие рычаги во всех эшелонах власти, либерал-демократы не могли не наложить негативный отпечаток на любой процесс или событие так или иначе связанное, с русской национальной историей или русской национальной культурой. Не яв-ляется исключением из правил и празднование «Дней славянской письменности и культуры». Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим идеологическую и историческую основу данного праздника с национал-патриотических позиций.
1. Предисловие
Для абсолютного большинства граждан России уже вполне привычным и обыденным стало празднование дней «Славянской письменности и культуры». Столь же привычно и обыденно ста-ло соотносить этот праздник с именами величайших деятелей Православной церкви, каковыми были солунские братья св. Кирилл и св. Мефодий. Во многом благодаря именно этим праздникам, в сознании и подсознании многих миллионов русских людей прочно прижилась догма, согласно которой, у истоков славянской письменности и культуры стояли просвещённые греки в лице Ки-рилла и Мефодия. При этом никто почему-то не задумывается над тем, что отождествление мис-сионерской деятельности солунских братьев с процессом зарождения и становления славянской письменности и культуры есть не только идеологическая фальсификация и грубейшее научное за-блуждение, но и великий грех, как перед Богом и русскими людьми, так и перед великими пропо-ведниками слова Божьего, равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием.
Кто идёт против истины, тот идёт против Бога. Тот, кто смеет заявлять, что славянская письменность была изобретена св. Кириллом, не имеет Бога в своём сердце, ибо в русских церков-ных книгах, в том числе и в Толковой Палеи, решительно и однозначно сказано: «Се же буде ве-домо всеми языци, всеми людьми, яко же русский язык ни откуда же приа святые веры сия и гра-мота русская никим же явлена, но токмо самим Богом Все держителем Отцом и Сыном и Свя-тым Духом... Володимеру же Святой Дух вдохнул Веру прияти и крещение и проча перед церков-ный, а грамота русская явилась Богом дана в Корсуне русину. От нея же научися Константин, оттуду сложив и написав русским гласом».
Для тех, у кого ещё остались сомнения по поводу того, что славянскую письменность изо-брёл не Кирилл (в миру Константин), приведём цитату из жития самого св. Кирилла, где сказано: «…и дошед до Корсуня... обрете же ту Евангелие и Псалтырь, роуськими письмены писано. И че-ловека обреть, глаголюща тою беседою. И беседовав с ним. И силу речи приемь, своей беседе при-кладая различны письмена гласная и согласная. И к Богу молитву творя, вскоре начати чети и сказати. И мнозиси ему дивляху».
Как кажется, больше не может быть сомнений в том, что письменность была подарена сла-вянам самим Богом Вседержителем и существовала на Руси задолго до Кирилла. А посему, чест-вование его, как создателя так называемой кириллицы, не имеет под собой реальной исторической основы.
Тем не менее, это ничуть не умаляет заслуг св. Кирилла и св. Мефодия перед Православной Церковью и славянским этносом. Ведь истинный подвиг солунских братьев, как перед Богом, так и перед людьми, заключён отнюдь не в «изобретении» азбуки, а в проповеди идей Сплоченности и Единства среди славян Центральной и Западной Европы, к тому времени стоявших на грани либо тотального уничтожения, либо полной потери как своей культуры, так и самоидентификации.

2. Историческая справка
Здесь уместно будет напомнить, что к началу IХ века положение славян, в том числе и рус-сов, составлявших абсолютное большинство населения таких стран как Австрия, Швейцария, Се-верная Италия, Центральная и Восточная Германия, было просто катастрофическим. Самыми бес-человечными методами, латиняне пытались истребить славянские культуру, язык, обычаи, тради-ции и Веру. Широкомасштабная идеологическая война подкреплялась бесконечными кровопро-литными крестовыми походами и массовыми казнями непокорных и просто подозрительных. В течении нескольких десятилетий, с исторической арены сошли десятки славянских племён, насе-лявших берега Рейна, Роны и Дуная. Многие тысячи славян были уничтожены в ходе карательных операций, многие тысячи были проданы на невольничьих рынках Востока, остальные же были вынуждены не просто перейти в католичество, но и навсегда забыть свой язык традиции и культу-ру. В исторической науке данный вид откровенного геноцида чаще всего называется онемечива-нием или окультуриванием якобы диких и заблудших во тьме невежества славян. То есть, ещё в начале IХ века впервые были апробированы основные способы и методы, с помощью которых ведётся приобщение к «истинным» «общечеловеческим» ценностям современных славян Центральной и Восточной Европы.
Вполне естественно, что в условиях тотальной войны развёрнутой латинской цивилизацией, сла-вянство не могло не перейти к активному сопротивлению. Сначала стихийному, а затем и органи-зованному. В середине IХ века, борьбу славян против латинской экспансии возглавили полабские и дунайские русы. Предводителем первых был князь Рюрик, прославившийся великими победами в Северной Германии, Франции, Швеции и Англии. Южных же и центральноевропейских славян возглавил не менее знаменитый русский князь Ростислав. Именно Ростислав, объединив вокруг себя славян Сербии, Македонии, Хорватии, Боснии, Моравии, Богемии, Австрии, Южной Герма-нии и Северной Италии, подготовил необходимую почву для создания в центре Европы могуще-ственнейшего славянского государства под названием Великоморавская держава.
Снискав себе величие и славу громкими победами над Римом и Византией, Ростислав ре-шил укрепить идеологическую основу созданного им государства. Исторически, большинство его подданных принадлежало трём основным конфессиям; ведической, арианской и латинской. дабы не допустить внутригосударственного противостояния на религиозной почве, перед ним встал во-прос в выборе официальной государственной религии, которая бы в наибольшей степени учиты-вала интересы и традиции большинства населения. После непродолжительных раздумий, Рости-слав останавливает свой выбор на византийском варианте христианства, который в отличие от ка-толицизма разрешал вести службу на русском языке, а в отличие от арианства, имел церковные книги на русском языке. Кроме всего прочего, введение восточного христианского обряда, позво-ляло Ростиславу надеяться на моральную, материальную и политическую поддержку со стороны Византии, в его борьбе с латинской экспансией в землях западных славян. С этой целью он отправляет в Константинополь послов, которые обратились к императору и патриарху с такими сло-вами: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей».
Император и патриарх обрадовались такой просьбе. В то время, не только в государствен-ных структурах, но и в греческой церкви служило множество славян, так что выбрать из их числа проповедников для дунайских русов не представлялось затруднительным. Более того, к числу ма-кедонских славян, принадлежал прославленный во всей империи философ и церковный деятель, Константин (в крещении Кирилл), который помимо всего прочего, был близок как к императору Михаилу III, с которым вместе учился, так и к патриарху Фотию, у которого учился. А потому сам Бог велел назначить руководителем многочисленной делегации православных проповедников, подвизавшихся нести слово Божие славянам Центральной и Западной Европы, именно Константи-на.
Константин (Кирилл) с радостью принял данное предложение. К тому времени, он уже имел в своём распоряжении Евангелие и Псалтырь на русском языке, приобретённые тремя года-ми ранее в Корсуни, у одного русина. Это было главное условие успеха его миссии, ибо он всегда говорил, что проповедовать устно, всё равно, что писать на песке.
В 863 году святые братья Кирилл и Мефодий со своими многочисленными сподвижниками отправились к князю Ростиславу.
Совершение богослужения и чтение Евангелия на русском языке скоро привлекли к ним сердца славян из различных религиозных конфессий. В кратчайшее время православная вера была воспринята на обширных территориях Центральной и Западной Европы, вплоть до берегов Рейна.
Вполне естественно, что победы Ростислава на полях сражений и победы Кирилла на поле миссионерской деятельности, в корне подорвали имперские амбиции Рима, который стал активно готовиться к реваншу. К концу 70-х годов IХ века стала вполне очевидна неизбежность нового военного столкновения между Священной Римской империей и дунайской Русью, именуемой в то время Велико моравской державой.
Пытаясь предотвратить кровопролитие и умиротворить православную и латинскую цер-ковь, Кирилл и Мефодий отправляются в Рим к папе Адриану. Папа принял святых проповедни-ков как равных. Он вышел им навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа. В знак дружбы и примирения он даже освятил на алтаре базилики «Большой Марии», священные книги, написанные на русском языке, тем самым официально признав Русскую право-славную церковь и уровняв её с греческой и латинской.
Но Рим, есть Рим! Как говорил Рудольф Габсбургский: «Рим, это логово льва. Я видел тех, кто входил туда. Но я не видел, чтобы они выходил». Не «вышел» из папского логова и св. Ки-рилл. Тяжкий недуг поразил его в «вечном городе», от которого он скончался 14 февраля 869 года.
Смерть св. Кирилла стала сигналом к открытому военному противостоянию. Огромная им-перская армия, ведомая Людовиком Немецким, вторглась на земли дунайской Руси, уничтожая всё на своём пути. Многим казалось, что ничто уже не сможет спасти державу созданную Ростиславом. Однако русский князь сумел организовать достойный отпор захватчикам, и в решающей битве русское войско наголову разбило интервентов.
Потерпев неудачу в открытом столкновении, Рим направил все свои усилия на подрыв мо-лодого Русского государства изнутри. И ему это (как всегда) удалось. В результате коварного за-говора князь Ростислав был убит, а его племянник и наследник Святополк сослан в монастырь. Власть в державе перешла в руки папских ставленников.
Государственный переворот 870 года застал Мефодия в монастыре Рейхенау, недалеко от швейцарско-французской границы, где он проповедовал слово Божье славянам, населявшим окрестности Баденского (Воденского) озера. Именно Швейцария стала в то время оплотом Православия в Западной Европе. Здесь Мефодий стал готовить национально-освободительное восстание, которое на начальном этапе возглавил один из его ближайших сподвижников по имени Славомир. Освобождённый из монастыря Святополк был провозглашён восставшими великим князем, после чего русская армия не только вернула территории славян, входившие в державу Ростислава, но и значительно расширила её границы, как в Германии, так и в Италии. Победоносные походы Свя-тополка привели к тому, что в состав дунайской Руси было включено даже Блатенское княжество, после чего Людовик Немецкий срочно запросил мира, договор о котором был подписан в 874 го-ду. После этого дунайская Русь стала не только могущественнейшим государством Европы, но и прочной основой православия в землях западных славян.
Ещё при жизни Мефодия в православие перешла большая часть славянской аристократии, в том числе и богемы, последовавшие примеру своего князя Боривоя и его жены Людмилы. К середине Х века в православие перешли даже поляки князя Мечислава, женатого на православной богемской княжне Домбровке.
Повсеместное торжество Православия обернулось тем, что дабы сохранить хоть часть славянской паствы, папа Иоанн VIII, в 880 году разрешил повсеместно в католических костелах, помимо латыши, вести службу на русском языке. Некоторые исследователи считают, что проповеди на русском языке и использование азбуки впоследствии прозванной кириллицей были разрешены ещё папой Львом III (795-816), и подтверждены специальным посланием папы Бенедикта III (855-858), т.е. ещё до Кирилла и Мефодия. Но здесь не следует путать проповедь и службу. Ибо ведение службы в латинских церквях на русском языке, есть явление совершенно другого качественного уровня. Фактически Рим официально признал тот факт, что русский язык наряду с греческим и латынью является языком Священного писания. Более того, употребление русского языка не ограничилось службой и богослужебными книгами, на нём разрешалось вести всю церковную документацию и отчётность.
Что же касается славянской письменности и культуры, то её оплотом в Западной Европе, стали православные монастыри. В том числе и такие знаменитые на сегодняшний день обители, как Рейхенау и Сен-Гелен. Однако наиболее выдающаяся роль принадлежит Сазовскому монасты-рю, уничтоженному папистами лишь в 1096 году. Тогда же ими была уничтожена и уникальней-шая библиотека древнейших книг написанных на русском языке.

3. Выводы
Важнейший из них заключён в том, что истинный подвиг св. Кирилла и св. Мефодия перед Богом и людьми состоит в их праведных делах по сплочению и объединению славян перед лицом нависшей угрозы латинского порабощения в период отпадения Рима от Православной вселенской церкви. В этом смысле деятельность Солунских братьев и по сей день не нашла достойного и правдивого отображения в исторических и церковных источниках. Полный драматизма и высшего напряжения сил период славянской истории, активнейшими участниками которого были св. Ки-рилл и св. Мефодий, исторгнут из народной памяти и предан забвению. Вместо этого в научный оборот введены абсолютно ложные версии, как то:
Ложь первая:
Создание славянской азбуки приписано св. Кириллу, несмотря на то, что в его житии об этом нет никаких упоминаний. Более того, ещё в 790 году, византийский император Константин VI сообщал о том, что росы имеют собственные «литеры, сиречь слова азбучные», через что «на-чаша писание иметь». О том, что у приазовских русов «есть свои письмена», сообщает арабский историк Ибрагим ибн Йакуб. А персидский историк Фахр ад-дин Мубаракшах Марвадури, сооб-щает, что от русов научились письму все соседние племена, включая хазар. Что же касается древ-нейшего славянского алфавита, то его создателем часто называется готский епископ Ульфила.

Ложь вторая:
Св. Кириллу приписывается и перевод на славянский язык избранных мест из Евангелия и Апостола, хотя Евангелие, уже переведённое на русский язык, было приобретено Кириллом в Кор-суне. Более того, ещё в 398 году, Иоанн Златоуст писал о том, что наши предки, скифы и сарматы «философствуют, каждый переводя Слово Божие на свой язык». Примерно к 370 году относится один из древнейших переводов Евангелия на славянский язык, выполненный св. Иеронимом из Стридона. Что же касается Псалтыри, то один из древнейших её переводов на славянский язык был выполнен по приказу архиепископа Феодора из Салоны и датируется не позднее чем 640 го-дом.

Ложь третья:
Уже стало традицией, причислять св. Кирилла и св. Мефодия к этническим грекам. В то же самое время данная версия не имеет под собой какой-либо доказательной базы. Уже в 597 году Солунь считалась чисто славянским городом, а к VII веку все близ лежащие земли именовались греками не иначе как Склавиния, т.е. Словения. Во времена Кирилла и Мефодия до 90% населения Балкан, в том числе и Пелопоннеса, составляли славяне. В Македонии, откуда были родом Кирилл и Мефодий, данный процент был ещё выше, а потому никакой связи с греческим этносом, в традиционном его понимании, они иметь не могли. Из поля зрения учёных и богословов как-то выпало напутствие св. Кириллу со стороны императора Михаила, в котором он говорил: «Иди! Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски». По мнению Л. Нидерле, в «Солуни, согласно остающимся в силе и до сих пор заключениям славянской филологии, господствовал язык, на котором преподавали апостолы Кирилл и Мефодий и на который были переведены древние славян-ские церковные книги». По свидетельству греческих историков, в то время солунским славянам принадлежала даже святая гора Афон, наряду с Россией считавшаяся уделом Богородицы. Таким образом, все великие подвиги солунских братьев совершены были не во славу греков, а во славу славян.

Ложь четвёртая:
Традиционно считается, что область миссионерской деятельности св. Кирилла и св. Мефо-дия ограничена незначительной территорией, якобы, называвшейся Моравией, и располагавшейся толи в Словакии, толи в Австрии, толи в Сербии и т.д. По сей день не определено даже местопо-ложение столицы Великоморавской державы, под названием Велеград. И всё потому, что офици-альные деятели от науки не желают признать тот факт, что на самом деле Кириллом и Мефодием, а так же их ближайшими сподвижниками Наумом, Славомиром, Гораздом, Саввой, Климентом и многими другими была охвачена вся Центральная Европа вплоть до верховий Рейна и Дуная, ко-торая и стала именоваться Великой Моравией. С тех пор священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов. И недаром в тропаре, по-свящённом солунским братьям, сказано: «Яко апостолам единоравные и Славянских стран учителя, Кирилл и Мефодий богомудрые... все языки Славянские утвердили в Православии и единомудрии...».

4. Мораль
Бесспорен и не подлежит сомнению тот факт, что совершенно определённым кругом лиц, в первую очередь из числа либерал демократов, русскому народу и Русской Православной Церкви всеми доступными средствами навязывается информационный, идеологический и политический подлог, суть которого заключается в совершенно беспочвенном утверждении, будто бы у истоков славянской письменности и культуры стояли святые Кирилл и Мефодий. По сути, выдающиеся славянские проповедники, посвятившие всю свою жизнь идее славянского единства, защите сла-вянской культуры, в том числе языка и письменности, превращены в грозное оружие, с помощью которого пытаются истребить истоки славянской культуры как таковой.
Превратив Кирилла и Мефодия в византийских культуртрегеров, либерал демократы пыта-ются тем самым навязать мысль об исконной дикости и невежестве славян, патологически неспо-собных ни к каким формам государственного строительства. Более того, данная идеологическая фальшивка положена в основу празднования «Дней славянской письменности и культуры», что в корне противоречит тем целям и задачам, которые ставили перед собой солунские братья.
Для того чтобы по достоинству оценить заслуги Кирилла и Мефодия перед славянством, праздник в их честь должен называться «Днями славянского единства», в рамках которого можно было бы выделить и их вклад в развитие (а не в создание) славянской письменности и культуры, имевших к тому времени славную многовековую историю.

5. Урок
Из всего сказанного мы должны извлечь урок, смысл которого заключён в том, что любые, внешне национал патриотические идеи и лозунги, декларируемые либерал демократами, на повер-ку оказываются ни чем иным как грозным идеологическим оружием направленным на уничтоже-ние русского национального самосознания, национального духа и национальной гордости. Более того, зачастую, умелое жонглирование национал патриотическими терминами и понятиями при-носит либерал демократам большие дивиденды, нежели проповеди по поводу всевозможных сво-бод и прочих «общечеловеческих» ценностей.
Данное обстоятельство во многом способствует тому, что идеи либерализма и демократии нашли широкое распространение в среде так называемой русской интеллигенции, для большей части которой, истинную ценность имеет лишь западная культура, через призму которой оценива-ется и русская национальная самобытность.
Так уж получается, что существующая ныне форма празднования «Дней славянской пись-менности и культуры», высвечивает довольно- таки застарелую болезнь нашей интеллигенции в целом и в особенности её либерально демократического крыла. Очень ярко и глубоко раскрыл симптомы и рецидивы данной болезни А.С. Пушкин, в преддверии дня рождения которого чест-вуются святые и равноапостольные Кирилл и Мефодий. Вот как об этом писал Ф.М. Достоевский:

«...Пушкин первым своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом... честь и слава, его громадному уму и гению, отметившему самую больную язву составившегося у нас после великой петровской реформы общества. Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть излечено, может вновь обновиться и воскрес-нуть, если присоединится к правде народной»
Если присоединится...
Назад
Hosted by uCoz