БУДУЩЕЕ КАЗАЧЕСТВА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

 

 

   Уважаемые читатели! Сегодня мы предлагаем на ваш суд новую рубрику. Необходимость её создания очевидна. Самым главным, богатством нашего Города были, есть и будут люди, чей интеллект, деловые и душевные качества яв­ляются надежной гарантией процветания нашей страну. С такими людьми мы будем беседовать на самые различные темы, обсуждая проблему внутренней и внешней по­литики, экономического развития, сохранения культурного наследия и т.д.

Сегодня нашим собеседником станет Валерий Григорьевич Бутко', с которым мы будем говорить о надеждах и чаяниях российского казачества.

 

-   Уважаемый, Валерий Григорьевич, итак, начнем, как говори­ли в Древнем Риме, аЬ оуо, то есть с самого начала. Как вы для себя определяете слово «казак»?

-   Казак - это, прежде всего, человек, имеющий опыт естественной демократической жизни. Лихорадочно изменяя все и вся последние два де­сятка лет, мы бездумно копируем демократическое устройство западных государств, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. Оно и понят­но. Традиционно принято считать Россию     страной вековечного рабства. Между тем у нас существовали институты подлинного народовластия. В Новгороде звонил вечевой колокол, а на русском порубежьи казаки собирались на круг. Заметьте, это происходило задолго до того, как каравеллы Колумба бросили якорь у берегов Нового Света. Жить и побеждать в наших степях, могли только сильные и, главное, свободные люди, люди, привыкшие отвечать за свои слова и дела самостоятельно. Именно такими настоящие казаки были прежде, именно такими они остаются и сегодня.

 

-   Судя по вашим словам, вы не признаете господствующей те­ории о происхождении казачества, утверждающей, что первыми ка­заками были крепостные крестьяне, бежавшие с Севера в поисках лучшей доли.

-   Огромное количество исторических источников не оставляет от этой теории мокрого места. Скифы - слово греческое. Сами же скифы именовали себя кай саками. О казаках, упоминают очень авторитетные свидетели, имена которых известны каждому. Я имею в виду Геродота и Марко Поло. Согласитесь, они жили прежде, чем в России оформилось крепостное право. Однако человек - существо крайне консервативное и со своими заблуждениями расстается с трудом.

 

-   Но у тех, кто отстаивает свое право на заблуждение, имеется достаточно аргументов...

-   К сожалению, в последнее время участники дискуссии в качестве аргу­ментов пытаются предъявить собственное дремучее невежество.

 

-   Стало быть, казаки - это не сословие.

-   Казаки - народ, кровно связанный с русским народом. Общность на­ших этносов очевидна. В древних церковных хрониках сохранилось любопыт­ное свидетельство: в незапамятные времена на берегах Азовского моря, кото­рое тогда именовалось Меотидой, существовал город под названием Русия, Но в то же время казаки всегда отстаивали свое право на самостоятельность. Они выбирали себе одежду, не оглядываясь ни на кого, строили свои крепкие семьи. Даже герб Войска Донского коренным образом отличается от извест­ных гербов Российской империи. Он единственный в своем роде. А доводь тех, кто упорно продолжает считать казачество сословием, не выдерживаю! критики. Казачество включало в себя все сословия.

 

-   Но каждый знает, что в казачьей среде можно было найти представителей самых разных народов.

-   Конечно, казаки с распростертыми объятиями принимали тех, кто на деле доказывал свою доблесть. Их заботила не чистота крови, а человеческая суть, дух. Прежде всего, дух братства, мужества, справедливости. Кстати, не в пример многим народам, казачество отличалось настоящей веротерпимостью. Не все знают, что до революции существовала на Дону мусульманская станица. В ряды казачества принимались калмыки, исповедовавшие Буддизм.

 

-   К сожалению, мы с вами подошли к самой печальной теме нашего разговора. В чем вы видите причины страшной трагедии, обрушившейся на казачество в XX столетии?

-   Трагедия казачества - это трагедия всей России в целом. Глубоко ошибается тот, кто думает иначе. Вряд ли можно оспорить, что именно казаки создали Российскую империю. Веками они защищали русские рубежи, устанавливая там стабильность и порядок, и дошли до Калифорнии. Веками они участвовали во всех военных кампаниях, покрывая себя неувядаемой славой. Веками они были опорой русской государственности. Графы и князья гордились своей принадлежностью к казачеству. Те же, кто преступал закон, со страхом и трепетом произносили фразу «стрела настигла», что в переводе с воровской фени означало «казак захватил». Можно сказать, что казачество «прошнуровывало» империю, скрепляя воедино Великую, Малую и Белую Русь. Но наступил 1917 год, и все пошло прахом. Большевики, в первую очередь, уничтожали силу и славу России. Убивали представителей духовенства, дворянства, купечества, интеллигенции. Разумеется, торжество Советской Власти было бы невозможным до тех пор, пока на ее пути стояло казачество. К тому же революция приходит под знаменами, на которых начертаны слова: свобода, равенство и братство. Если признать, что равенство было, есть и будет для человечества недостижимой утопией, то остаются свобода и братство, которые привлекают очень многих. Казаки - народ самодостаточный, им надо было объяснять значение общечеловеческих ценностей. Они владеют ими по праву рождения. Быть может, этим самым казаки и подписали себе приговор.

 

-   Вы так страстно об этом говорите, что невольно возникает опрос: где точка пересечения вашей собственной линии судьбы и линии судьбы казачества?

-   Я, Бутко Валерий Григорьевич, кубанский казак станицы Павловской, родился в городе Ставрополе. Как всякий человек я не в состоянии отделить вою собственную жизнь от жизни предков. Семейное предание говорит о том, что мой прадед пришел на Кубань с Запорожья. Во время одного из набегов «басурман» выкрал красавицу-турчанку, которая стала его женой. Это еще одно подтверждение того, что казаков никогда не заботила чистота крови.

Ваши предки пострадали во время так называемого «расказачивания»?

Мне тяжело об этом говорить. Скажу лишь, что в семье деда было тринадцать детей, десять из них - погибло.

 

-   Хочется верить, что все самое страшное для России уже позади...

-   В том-то и дело, что хочется, но верится с трудом. До восстановления дорической справедливости в отношении казаков еще очень далеко. Судите сами, народы, не имевшие до революции даже намеков на собственные государственные институты, сегодня имеют и национальные парламенты, и всенародно избранных президентов. У казаков же все это было отнято самым бессовестным образом, и, главное, никто это, отнятое, не собирается возвращать, случается абсурд: народ, сыгравший одну из самых главных ролей в истории России, народ наиболее пострадавший в смутные времена, является наиболее обойденным в наши дни.

 

-   Чего же вы, в таком случае, добиваетесь?

-   Я добиваюсь последовательного исполнения однажды принятых законов, и не более того. Вот, например, замечательный Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.91 г.; подписанный председателем Верховного  Совета РСФСР Борисом Николаевичем Ельциным. Мне бы хотелось процитировать статью 3: «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраива-1Я границ, на восстановление национально-государственных образований, сло­ившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению в местах традиционного проживания на территории РСФСР».

Создается впечатление, что этот закон распространяется на кого угодно, но только не на казаков.

 

-   Мне думалось, что последняя перепись населения изменит ситуацию в лучшую сторону...

-   Увы, сие масштабное мероприятие надежд не оправдало. Если вы прочи­таете список народов, составляющих население нашей страны, вы найдете цахуров, тубаларов, энцев, трухменов, даже японцев, но не найдете казаков.

 

-   В наше время человек может записать себе в паспорт любую национальность.

-   Вообще-то, к собственной национальной принадлежности следует относиться серьезно и подавать о себе объективную информацию.

 

-   Круг замкнулся, и в конце нашей беседы я вынужден вернуться к своему первому вопросу. Так что же такое казак, чем определяется принадлежность к казачеству в наши дни?

-  Этот вопрос связан с понятием наследственной массы. Наслед­ственная масса , по К.К. Куликову- это совокупность материальных и духов­ных ценностей, накопленных народом за свою историю. Право собствен­ности на землю, принадлежность к станице, причастность к казачьему духу и культуре определяют сегодня казака.

 

Hosted by uCoz